Озорство детей

«Уральский следопыт» N09-1982

Мнения

Сегодня ты ,уже не прикажешь ребенку: «Сделай то-то и то-то»,— если ты хочешь, чтобы тебя послушались, ты должен доказать разумность своего требования… Не пасуйте перед своими детьми. Когда нужно, не бойтесь проявлять твердость по отношению к ним. Но быть твердым не значит быть злобным: это значит воспитывать ребенка в атмосфере радости и дружбы.
Доктор СПОК,
Баловство в святки… играло роль своеобразной «прививки», предупреждающей настоящую «болезнь». Изведав свойство и действие малого зла… человек терял интерес к большому злу, у него вырабатывался нравственный иммунитет, невосприимчивость к серьезной заразе. Не зря баловство являлось уделом малой ребятни, подростков и тех взрослых мужского пола, которые по каким-то причинам не достигли нравственной зрелости в свое время, то есть в детстве.
Орава озорников ходила в полночь по деревням; что плохо лежало, что оставлено без присмотра, на том и задерживался ее взгляд. Так, оставленные на улице дровни обязательно ставились на самой дороге на дыбы, и утром хозяину их никто не сочувствовал. Половики, вымерзающие на жерди, служили материалом для затыкания труб; ведром, оставленным у колодца, носили воду и примораживали ворота.
… Граница между добром и злом едва уловима для детской души, ребенок переступает ее с чистым сердцем, превращая это переступание (преступление) в привычку. Самая безобидная игра незаметно в любой момент может перейти в шалость, шалость — в баловство, а от баловства до хулиганства рукой подать… Поэтому старшие всегда в зародыше пресекали шалости, поощряя и сохраняя четкие границы в детских забавах, а в играх — традицию и незыблемость правил.
Василий   БЕЛОВ,

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
С уходом старинных народных обычаев, деревенского уклада и атмосферы тесных городских двориков, где ребячьи игры, как правило, были под контролем, ушло из жизни невосполнимое. Писатель Василий Белов очень точно подметил, как народ мудро прогнозировал взрывную энергию детского и переходного возраста и находил ей выход в тех же нарочито устраиваемых святочных проказах.
Но что же нам-то делать в наше время, время НТР, гигантских многоэтажек и буйной акселерации?! Или ничего не делать? Почему нам кажется, что в прошлом веке зрелость наступала раньше: всякие корнеты, гусары, молодые помещики, чиновники — и все это без всякой инфантильности, к 18 годам? Или только кажется? Старшие поколения осуждали молодежь во все века, и до нашей эры, так что мы далеко не оригинальны.
Может, мы и правда зря копья ломаем, раз всё повторяется?
Давайте посмотрим, в чем тут разница.
Во-первых, мало какое озорство оставлялось без наказания или воспитательной беседы. Ребенку часто достаточно бывает замечания, но сделанного вовремя. Сейчас подростки более, чем в прошлом или начале нынешнего века, самостоятельные и предоставленные сами себе, далеко не за все проказы расплачиваются, не за всякое озорство просят прощения… Проделка и воспитательный момент не сходятся в одной точке. Отсюда цепочка: безнаказанная шалость — озорство на грани с хулиганством — преступление.
Во-вторых.  Озоровали  во все времена в основном дети. Нынче возраст «озорников» вырос до восемнадцати лет и более…
И третье. Находили действие рвущиеся наружу ребячьи силы. Возьмите те же игры, созданные педагогическим талантом народа в великом множестве. Бабки, салки, горелки, третий лишний, чижик, казаки-разбойники, растягивавшиеся, бывало, на несколько вечеров подряд, как нынешние многосерийные фильмы… Сейчас увидишь изредка лапту да «классики» и прятки…
Кто же этим играм научит детей, если взрослые их забыли? В 1921—1923 годах существовал в нашей стране Институт игры. Как бы он пригодился сейчас по одной простой причине: игра — это не только веселье, это — выход силам, энергии, воображению.
Ушли игры, массовые игры. Уходит в прошлое извечная отрада ребячьей души — голубятни.
Верно, наше время добавило футбольные поля, Дворцы пионеров, спортивные юношеские комплексы, технические станции… Только занятия — раз или два в неделю, или та же «Зарница» — раз в году… А подросток — живой, деятельный — требует действия каждый день!
Ныне мы должны быть несравненно богаче, оснащеннее. Но вот статистика одного, недавно ушедшего года: из 8 миллионов, отчисленных на работу с детьми и подростками по месту жительства, в РСФСР истрачено только 2 миллиона…
Неиспользованные возможности. Что мешает? Почему такая негибкость? Как может до сих пор действовать положение, что отпущенные деньги можно тратить на приобретение инвентаря, но ни в коем случае не на лишнюю ставку руководителя? Что значит мяч без тренера, гитара без музыканта, костюмы без режиссера?!
…Как в анкете посетовал паренек из свердловского железнодорожного профтехучилища: на весь поселок Сортировка нет Дворца культуры и даже кинотеатра. Ну ладно, Дворец миллионы стоит. А собаку-то почему пацану нельзя иметь?..
РЕДАКТОР ОТДЕЛА

Сообщить куда следует