Крутой русский летчик — Крутень

kruten

СЛАВНЫЙ РУССКИЙ ЛЕТЧИК
Летом 1913 года 23-летний подпоручик артиллерии Евграф Николаевич Крутень по его настоятельному желанию был прикомандирован к 3-й Киевской авиационной роте для подготовки в качестве летчика-наблюдателя. Вскоре во время окружных маневров Крутень летал вместе с выдающимся русским летчиком П. Н, Нестеровым и показал свои незаурядные способности авиаторе. Через год, когда уже началась первая мировая война, молодой летнаб окончил Гатчинскую авиационную школу.
В действующей армии Крутень сначала выполнил задачи, связанные с воздушной разведкой и бомбометанием. Когда весной 1915 года противник начал бомбить с воздуха русские санитарные поезда и госпитали, Крутень организовал первый в истории авиации ночной групповой налет на врага.
В июле того же года Крутень стал выполнять обязанности летчика-истребителя. Машиной и ее стрелковым вооружением он владел виртуозно и в многочисленных воздушных боях неизменно одерживал победы. Через некоторое время его назначили командиром 2-го армейского истребительного авиационного отряда.
По предложению Е. Н. Крутеня весной 1916 года в составе русской авиации были сформированы фронтовые истребительные группы. Всесторонне изучив на практике их боевые действия, Крутень написал книгу «Создание истребительных групп в России», осветив в ней, главным образом, вопросы тактики.
Евграф Николаевич был также и автором книги «Тип самолета-истребителя», где определены основные условия для достижения успеха в воздушном бою.
Зиму 1916—17 гг. Крутень провел во Франции и в Англии, куда был командирован «для совершенствовсчния в летном искусстве». На деле же получилось, что сам русский летчик учил французов и англичан мастерству воздушного боя. Пребывание в этой командировке Е. Н. Крутень описал в книгах «Военная авиация во Франции» и «О чем думалось в Лондоне».
Известна также и книга Крутеня «Воздушный бой». Здесь изложено свыше 20 приемов боя с одиночными вражескими самолетами, парами и группами. Используя разработанные им приемы, Крутень лично сбил 15 самолетов противника. Летчики его отряда уничтожили десятки машин.
45 лет назад 7 июня 1917 года во время посадки отказал мотор на самолете, который вел Е. Н. Крутень. Машина врезалась в землю.
В приказе по войскам Юго-Западного фронта погибшего летчика назвали одним из «самых доблестных и отважных». За героизм и мужество Е. Н. Крутень был награжден всеми имевшимися в старой армии боевыми наградами.
Советские авиаторы чтут память славного русского летчика Евграфа Крутеня.
Н. СЕМЕНКЕВИЧ

«Крылья Родины» N6-1962

Сообщить куда следует