Электромашинка для сына

«Изобретатель и рационализатор» N2-1978

ПАПА ИЗ г. ТУЛЫ СДЕЛАЛ   СЫНУ НАСТОЯЩИЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ.
За основу я взял широко известный педальный автомобиль «Малыш». Поставил передние колеса (Шины Nexen купить)  и заднюю ведущую ось на подшипники качения. В заднем отсеке разместил батарею и электропривод. Сделал поддон. Установил фары с лампочками на 12 В. Смастерил сигнальные фонари поворота, задние и бортовые. Обязательно— электросигнал. Для шика прикрепил зеркало заднего обзора. И, конечно, панель с тумблерами управления.
Электропривод состоит из двигателя постоянного тока Д-55 (55 Вт, 4 500 об/мин., 27 В, потребляемый ток вместе с обмоткой возбуждения 4,5 А), электронной схемы запитки двигателя и редуктора.
Самое сложное — электронная схема запитки электродвигателя. Во-первых, в малом объеме заднего отсека трудно разместить батарею напряжением 27 В. Кроме того, надо было решить проблему изменения скорости электромобиля, это мне пришлось делать за счет изменения напряжения тока. Применять электронную схему преобразования напряжения с 12 В, даваемых батареей, до 27 В, с последующей реостатной схемой, счел нецелесообразным, а вместо этого сделал управление на основе ШИМ (широтно-импульсная модуляция). В результате не только повысилось напряжение батарей, но и появилась возможность плавно его регулировать от 17 до 35 В. Схема ШИМ, кроме того, весьма экономична: при правильном исполнении ее КПД не ниже 80%. Сопротивление связано с педалью газа и соответственно уменьшает или увеличивает подаваемое на электродвигатель напряжение.
Когда сыну было 3 года, скорость электромобиля я ограничил 5—6 км/ч; прошел год, с учетом его водительской практики и возросших возможностей электросхему пришлось изменить, чтобы скорость была 10—12 км/ч (на горизонтальном участке асфальтированной дороги).
Редуктор изготовлен с соотношением 1:15, передача цепная на звездочках от гоночного велосипеда. Бортовые и задние лампочки подключены через электронную схему с периодом мигания около 1 сек. Звуковой сигнал частотой 100 Гц вырабатывается электронной схемой и подается на электродинамический капсуль ДЭМ-4.
Органы управления: тумблер включения сети; тумблер включения передних фар; тумблер включения бортовых и задних огней поворота; педаль газа (сопротивления); педаль тормоза. На педали газа имеется микровыключатель, который включает сеть запитки только когда педаль нажата. Сделано это, чтобы не тратить энергию на холостой ход электросхемы. Педаль тормоза через тягу связана с пластиной, зажимающей тормозной барабан на задней ведущей оси. На педали тормоза тоже имеется микровыключатель, который при торможении отключает сеть. Питание электропривода идет последовательно через микровыключатели педалей газа и тормоза. Нормальное положение микровыключателя педали газа — разомкнутое, педали тормоза — замкнутое, поэтому при торможении цепь запитки прерывается, даже если водитель продолжает давить на педаль газа.
Г. Б. г.  Тула.

-

Сообщить куда следует