Легендарная ВАЗ-2101 «копейка». Начало

kopeika

Недавно на улицах Москвы появились первые опытные образцы легкового автомобиля . Само это название (автомобиль пока не имеет собственного имени, как, например, «Москвич» или «Волга») говорит о том, что машину будет выпускать Волжский автозавод, строительство которого полным ходом идет в городе Тольятти.
Основой для разработки ВАЗ-2101 послужил хорошо известный автомобиль ФИАТ-124. Совместными усилиями советских и итальянских специалистов он был существенно модернизирован с учетом климатических и дорожных условий нашей страны. Повышена, в частности, мощность двигателя, увеличен дорожный просвет, значительно усилен кузов, повышена долговечность шарниров переднего моста. Особое внимание было уделено пуску двигателя в зимнее время. В результате двигатель легко заводится после длительной стоянки на морозе — 25 С. Введена эффективная система отопления кузова и обдува лобового стекла. После длительней езды очищаются от льда и стекла передних дверей.

Вот некоторые сведения о новом автомобиле. Длина — 4,03 м, ширина — 1,625 м, высота — 1,44 м, дорожный просвет — 175 мм, вес — 860 кг, число мест — 5. Важная особенность автомобиля — простота и малая трудоемкость обслуживания: полностью исключены точки шприцевой смазки, смена масла в двигателе производится лишь через 10 тыс. км пробега, в агрегатах — через 30 тыс. км. Пробег автомобиля до капитального ремонта — 100 тыс. км.

На автомобиле ВАЗ-2101 установлен двигатель мощностью 60 л. с. при рабочем объеме цилиндров 1,2 л, числе оборотов 5600 об/мин, степени сжатия 8,8. Двигатель рассчитан на бензин А-92. Максимальная скорость автомобиля — 140 км/час, время разгона до скорости 80 км/час всего 12 сек., средний расход топлива — 8,9 л. на 100 км. Двигатель верхнеклапанный. Распределительный вал расположен на головке цилиндров, и кулачки приводятся в движение без посредников — без толкателя и штанг. Движение же распределительному валу передает двухрядная роликовая цепь. В систему охлаждения двигателя прямо на заводе будет заправляться жидкость, не замерзающая при морозе —40 С. Эту жидкость не нужно менять в течение двух лет.

В автомобиле предусмотрена высокоэффективная система тормозов. На передних колесах тормоза дисковые, на задних —барабанные. Привод тормозов гидравлический, с двумя раздельными тормозными системами — передних и задних колес. Это значит, что при выходе из строя одной из систем вторая продолжает работать. Для того, чтобы повысить устсйчивость автомобиля при торможении на большой скорости, имеется автоматический регулятор, который ограничивает давление на тормозные колодки задних колес, не допуская юза.
Опытные образцы ВАЗ-2101 подверглись всесторонним испытаниям совместно с серийными автомобилями ФИАТ-124. Проектирование, изготовление опытных образцов и доводка автомобиля ВАЗ-2101 проводилась совместно фирмой ФИАТ, Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и Отделом главного конструктора Волжского автомобильного завода. Первые серийные автомобили с маркой ВАЗ выйдут на дороги страны в конце будущего года.

В. СОЛОВЬЕВ, главный конструктор Волжского автомобильного завода.
Новый малолитражный ВАЗ 2101.

«Наука и жизнь» N7-1968

Сообщить куда следует