Тормозить движением бровей

«Техника молодежи» N2-1966

ТОРМОЗИТЬ
ДВИЖЕНИЕМ
БРОВЕЙ?..

autobrovi

«Он нахмурил брови, и автомобиль остановился», — так начал бы свой рассказ об этом изобретении писатель-фантаст.
Известно, что большая часть автомобильных катастроф происходит из-за недостаточно быстрой реакции водителей — они не успевают затормозить, и в результате ‘— несчастный случай.
Время, которое проходит с момента решения тормозить и собственно торможением, — время реакции — можно разбить на три периода:

1. Время передачи нервных импульсов с коры головного мозга до нервных окончаний мускулов ног (при скорости импульсов 100 м/сек оно равно примерно 0,15 сек.)
2. Время отвода ноги с педали акселератора и переноса ее на педаль тормоза.
3. Время нажатия на рычаг тормоза и остановки автомобиля.

Оказывается, что суммарное время всех трех периодов (0,4—0,5 сек.) можно сократить. Для этого достаточно приказ из двигательного центра коры головного мозга передать прямо на тормоз, Но как это сделать? Как вывести приказ прямо из мозга?
Инженер Водовннк, работающий в Люблянском университете, сконструировал опытную модель вспомогательной тормозной системы.
В качестве исполнительной группы мускулов он выбрал надбровные дуги (чем меньше масса мускулов, тем . быстрее они срабатывают). К обычным очкам он прикрепил стальные пружинки, в концы которых вделаны серебряные контакты, прижатые к надбровным дугам (сократилось время первого периода). Проводннчкн от контактов соединены с обычным дифференциальным усилителем на транзисторах. Выходной сигнал с усилителя подается на мультивибратор, в цепи которого стоит быстродействующее реле. Оно возбуждает контактор мощного влектромагннта, установленного на педали тормоза автомобиля. Тренировка водителя заключается в выработке условного рефлекса —
он хмурит броьи, когда возникает опасная ситуация. Мгновенно включается электромагнитный тормоз (параллельно шофер действует и обычным ножным тормозом). Через 0,5 сек. электромагнитный тормоз отключается.
Теоретически время торможения таким путем сокращается с 0,5 сек. до 0,15 сек. При скорости 50 км/час это равносильно сокращению тормозного пути на 5 м. Этого часто достаточно, чтобы предотвратить несчастный случай. В дальнейшем, усовершенствуя электрическую систему, время торможения можно сократить еще больше (Ю г о с л а в и я).

Сообщить куда следует