Церковь в лесу

Untitled-2

Внимание москвичей, проходящих по Тверскому бульвару, не говоря уже о старожилах бывшей Бронной слободы, много лет привлекает стоящая в лесах церковь. Находится она в глубине участка, между бульваром и Большой Бронной улицей, вблизи Театра имени Пушкина. Это памятник древней московской архитектуры — церковь Иоанна Богослова, единственная сохранившаяся на Тверском бульваре.
В «Перечне памятников архитектуры Москвы, состоящих под государственной охраной», изданном в 1980 г., за № 239 значится церковь Иоанна Богослова на Бронной (1652— 1665 гг.; 1694 г. с колокольней 1740 г.; Богословский пер., 4). Однако по письменным источникам церковь известна раньше. В 1625 г. она обозначалась «в Бронниках за Тверские вороты» и была деревянной, однопрестоль-ной. В середине XVII столетия «тщанием приходских людей» (т. е. на их средства) начинают строить каменный храм — четверик с пяти-главием и трапезной. А в 1694 г. с северной стороны к храму пристраивают придел Николая Чудотворца — четверик, увенчанный главкой, с трапезной и алтарной апсидой. Таким образом, к концу века сложился живописный объем, состоящий из двух четвериков с алтарными апсидами и двух трапезных. Композицию завершила построенная спустя полстолетия ярусная колокольня. Источники свидетельствуют, что в 1842 г. храм был обновлен, а в 1848 г. заменен иконостас.
Но вернемся из исторических далей в наши дни. Любопытство москвичей с годами переходило в удивление, а затем в открытое недоумение: в нынешнем, 1989 г. исполняется ровно 33 года с того момента, как под руководством известного московского реставратора Александра Вячеславовича Оха начались исследования, разработка проекта и, наконец, производство работ на этом многострадальном памятнике. Когда заводишь разговор на эту тему, срок в треть века вызывает недоверие даже у видавших виды реставраторов, однако документы сомнений не оставляют.
В письме директора Московского драматического театра имени А. С. Пушкина В. П. Ларионова на имя директора института «Мос-проект-3» А. В. Арефьева (арх. № 803 от 28 марта 1972 г.) содержится просьба «продлить работы по составлению проектно-смет-ной документации и ведению авторского надзора по реставрации памятника архитектуры XVII в. церкви Иоанна Богослова на Бронной, выполнявшиеся мастерской № 7 в 1956— 1962 гг.».
Возникло желание выяснить причины реставрационного долгостроя, тем более что живу я рядом и иногда по нескольку раз в день приходится проходить мимо трапезной церкви, недавно восстановленной, но уже покрывшейся свежими трещинами.
Первая попытка прояснить ситуацию в Управлении государственного контроля, охраны и использования памятников г. Москвы (УГК ОИП) практических результатов не дала, но именно тут, в особняке на Пятницкой улице, подсказали, как действовать дальше. Мастерская № 13 управления «Моспроект-2» находится в хорошо всем известном доме на улице Горького, приметами которого служат редакция журнала «Юность» и ресторан «София». Именно здесь я познакомился с Лидией Алексеевной Шитовой, на плечи которой после смерти ведущего архитектора Георгия Константиновича Игнатьева легла вся тяжесть проектных, производственных, организационных, дипломатических и многих других забот, хорошо знакомых реставраторам. Мы договорились о встрече на объекте: у Лидии Алексеевны был очередной надзорный день.
Пройдя через облицованную мрамором проходную, мы оказались на территории, арендуемой Театром имени Пушкина. Сколько раз шагал я мимо этого служебного входа, не предполагая, что когда-нибудь попаду в театральный двор, откуда можно увидеть церковь Иоанна Богослова в полный рост. Театр является арендатором этого памятника архитектуры.

——————————————

Только съехал от родителей и попал в обычную,советскую коммуналку?То русскоговорящая компания Bymont помогут тебе сделать 3-ёх комнатный рай!

Сообщить куда следует