Картины из камня

stoneart

«Техника молодежи» N11-1949

Нередко, проходя по залам картинных галлерей, мы с горечью замечаем на старинных картинах следы старости — мелкие трещины, испестрившие слой краски, тусклость и несвежесть некогда ярких красок. Правда, такие картины еще можно восстановить, освежить их краски. Однако жизнь картин, написанных масляными красками, все же ограничена каким-то сроком.
Но в искусстве имеются способы создания вечных картин, по богатству красок напоминающих масляную живопись. Это мозаика, картины, сделанные •из более прочного и гораздо более долговечного, чем краски, материала. Мозаичные картины изготавливаются из смальты—цветного стекла особого состава, по виду напоминающего камень.

Смальта — вечный материал. Она не разрушается под действием ветров, дождей, морозов, солнца. Краски, внесенные в стеклянную массу, навсегда сохраняют свежесть. Об этом красноречиво говорят археологические находки, пролежавшие в земле не одно тысячелетие. Уже в далекие времена мозаика из смальты пришла на смену мозаике из драгоценных камней. Она мало уступала последней в блеске и красоте, хотя в древности располагали смальтой с весьма небольшим количеством колеров. Сейчас же в распоряжении художников, создающих картины из смальты, имеется широкая палитра красок, насчитывающая свыше 12 тыс, цветов и оттенков.

Рассматривая образцы современных смальт, невольно вспоминаешь творение великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. К тому времени, когда расцвел изумительный талант этого всестороннего ученого, искусство изготовления смальты в Европе окончательно угасло. Его возродил к жизни гений Ломоносова.

Стекло для смальты начали варить в Россия уже в XVIII веке. Значительно позже, лишь во второй половине XIX столетия, ее начали изготовлять и в Европе.
Ломоносов создал множество замечательных мозаичных картин. Огромная картина Ломоносова «Полтавский бой», в которой запечатлен величественный подвиг русских воинов, сейчас украшает стену в здании Академии наук в Ленинграде.
У нас сохранилась рецептура стекла для смальты, созданная Ломоносовым и его последователями, работавшими в Петербурге.

Сообщить куда следует