Петроградская мадонна

Петров-Водкин. Петроград.  1918 год. Холст,  масло.  1920 г.

«Наука и жизнь» 1988 №03

1918 год. Рушится старый мир. «Мы наш, мы новый мир построим». И как символ этой нарождающейся жизни — хрупкая былиночка, младенец на руках у матери. На пути к новой жизни — гражданская война, разруха, голод. Опасаясь за судьбу ребенка, мать сжала его тонкую ручку с одним стремлением — преодолеть, выстоять, победить. Белый платок, розовато-коричневое лицо, иконописность изображения — благодаря мастерству художника облик петроградской работницы становится новым символом материнства. Поистине Петроградская мадонна. Это было первое крупное произведение, написанное Кузьмой Сергеевичем Петровым — Водкиным (1878— 1939) в послереволюционные годы. В это время художник находился под влиянием древнего русского искусства, множеством нитей переплетенного с духовным миром человека.
Великую Октябрьскую революцию Петров-Водкин воспринял как событие, связанное с глубинами народной жизни, долгожданное и необходимое. Он увлекся работой по реорганизации Академии художеств, актив-
но участвовал в оформлении празднования первой годовщины Октября. И картина, названная художником «Петроград. 1918 год», написана по живым впечатлениям того времени. Многолюдные очереди, тревожные листы воззваний и плакатов, жуткая слепота разбитых окон. А в противовес этому — образ человеческой стойкости, мужества, чистоты. Утверждение права на счастье, героическая готовность перенести любые испытания ради будущего, ради счастья детей.

Сообщить куда следует