С чудесной выставки

«Огонек» N17-1957 год

Никогда не устанешь любоваться народным искусством, как не устанешь любоваться лесами, полями, горами. Живая природа всегда остается сама собой, и красоты ее не могут не волновать душу и сердце человека, будь то наше среднерусское раздолье с его лесами и перелесками, просторы неоглядных степей, суровые горы и даже величественное однообразие тундры. Так и народное искусство,  корни которого уходят в глубь веков. Искусство, бесконечно многообразное по своим формам, национальным мотивам, искусство, рожденное народным бытом и украшающее быт, оно никого не оставляет равнодушным,так же как и  сувенирная продукция.
Мы идем по залам выставки декоративно-прикладного искусства… Бесконечно талантливы народы Советского Союза, создавшие все эти произведения простого и вместе с тем артистического в лучших своих образцах, великолепного творчества, в которое социализм, сохранив традиционную форму, вдохнул радость труда и созидания.
Москва видела уже немало выставок подобного рода. Но, может быть, потому, что эта выставка открылась в преддверии сорокалетия Советской власти, она получилась такой многообразной. Радуясь таланту и вдохновению мастеров, создавших все это, хочется проследить линии развития декоративно-прикладного искусства, поговорить о его направлении, о его прошлом, настоящем и будущем.
Керамика с древних времен является у нас наиболее массовым видом народного творчества. Она всегда входила, да и теперь еще входит в быт каждой семьи тружеников, и не только в виде украшений — скульптурных фигурок, статуэток,— но и в виде различных сосудов, тарелок, горшков, кринок, ваз. На выставке керамика представлена отлично. Смотришь с восхищением на все эти настольные вазы, кувшины, блюда молдавского художника С. Чоколова или на куман-цы, бараны, бочонки, детские свистульки известных украинских мастеров Д. Головко и Е. Железняка, да и на всю пеструю, жизнерадостную опошнянскую керамику.
Высокого искусства в керамике достигли художники Прибалтики. Вазы, блюда, кувшины художников Л. Стролиса и И. Микенаса из Литвы, В. Эллер и Э. Реэметс из Эстонии, М. Мелналксниса из Латвии — наглядный показатель того, как высоко может подняться в руках настоящего мастера обыденная, казалось бы, вещь, когда она становится красивой. В капиталистическом мире, как и у нас когда-то среди российского купечества, между дорогим и красивым стоит знак равенства. Народное творчество, одинаково ценимое и рабочими, и крестьянами, и интеллигентами. опрокидывает это кое-где сохраняющееся и в нашем быту представление о красоте. Талантливая, с отличным вкусом литовская художница Ю. Вышняускене( продолжая давние традиции своего народа, показала на выставке покрытые цветной глазурью бусы, изготовленные ею из простой глины. И несколько эти издревле украшавшие литовских крестьянок, необыкновенно дешевые в массовом изготовлении бусы выглядят красивее, благороднее дорогих янтарно-серебряных и серебряных украшений, лежащих на соседних стендах! Мы уже не говорим о той дорогой, сверкающей безвкусице, которую в изобилии видишь в витринах ювелирных магазинов.
На выставке можно еще раз убедиться, какие хорошие вещи для украшения жилища, для бытовых потребностей можно изготовить из такого дешевого, весьма распространенного материала, как керамические глины, когда к делу приложит руки настоящий мастер. Вот чайный сервиз «Шиповника и набор для завтрака, изготовленные иа фаянсовом заводе имени Калинина (художник — Г. Альтерман). Такую фаянсовую посуду, при всей ее дешевизне в массовом изготовлении, с удовольствием приобретет и семья рабочего, и семья академика, и жена художника, и колхозница-хозяйка.

Сообщить куда следует