Компьютер угрожает человеку

«Квант» N4-1990

КОМПЬЮТЕР УГРОЖАЕТ ЧЕЛОВЕКУ
В 1988 голу одна из сильнейших в мире шахматных программ «Хаитек» буквально разгромила американского гроссмейстера А. Дейкера: в четырех партиях он набрал всего пол-очка. Похоже, это была первая победа машины над гроссмейстером в матче с нормальным контролем времени. Все же надо учесть, что рейтинг 75-летнего шахматиста сейчас всего 2295. А вот победа «Дип сот» в матче с Р. Бириом, другим американским гроссмейстером, недавним претендентом на корону,— истинная сенсация. Результат именно этого матча вызвал повышенный интерес к «Дип сот» и сделал интригующим поединок компьютера с Г. Каспаровым, о котором рассказывалось в прошлом номере. Две партии Бирн проиграл, две завершились вничью, и лишь на финише матча гроссмейстер выиграл партию престижа. (Дальнейшая информация о «Дип сот» основана на заметках Бириа.)Программа «Дип сот» сочетает в себе невероятную силу расчета вариантов с глубоким анализом позиции, основанном на правильной оценке сравнительной силы фигур — в зависимости от их расположения на доске и стадии партии, и способна даже сравнивать различные планы ведения атаки. Бе создатели — пять выпускников компьютерного факультета университета Кариеги-Меллона. Забавно, что ни один из разработчиков не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления своей программе. «Дип сот» анализирует 720 тысяч позиций в секунду. Такая скорость обеспечивается использованием в компьютере «Сан 4», на котором играет программа «Дип сот», двух процессоров, в каждый из которых встроен очень крупный чип (микросхема с большим количеством электронных элементов). Этот чип изобрел Фан-Сюнсю (Тайвань) в процессе работы над докторской
диссертацией. Он же разработал контурную доску со 100 другими стандартными чипами (при анализе позиции каждая микросхема ведет свой собственный расчет вариантов). Впрочем, «Дип сот» может быть приспособлена к любой достаточно мощной компьютерной системе и даже делать продвижение сайтов.
Помимо чипа Фан-Сюнсю и шкалы оценок Новатцика и Кэмпбелла, в «Дип сот» есть еще одна новинка. Программа прогнозирует возможные продолжения и оценивает их. Научил машину этому Томас Анаисараман из Индии. Наконец, пятый представитель группы Петер Ян-сен из Бельгии помог Кэмп-беллу вмонтировать в компьютерную систему базу данных для анализа окончаний, а также участвовал в создании оценочного механизма. Двое исследователей, упомянутых последними, обеспечивали и дебютную часть программы.
Так что «Дип сот» — компьютерное чудо, созданное международным содружеством ученых.
Мы уже рассказывали о победе «Дип сот» в крупном международном турнире, где компьютер впервые в истории выиграл турнирную партию у гроссмейстера — Б. Ларсена («Квант», 1989, № 6). Вот еще одна победа компьютерного гроссмейстера над сильным шахматистом в том же турнире в Лоиг-Бич.

Сообщить куда следует