Предыстория футуродизайна

«Техническая эстетика» N1-1990

Издревле человек пытался предугадать и свое будущее — сначала ближайшее, потом — все более отдаленное, учась делать это по накапливаемым опытом приметам и складывающимся в сознании закономерностям. Немалое место в представлениях о будущем стало, опять-таки со временем, отводиться предметным условиям человеческого существования (по нынешней терминологии — предметной среде, совокупному объекту дизайн-деятельности). Но, мечтая о будущем и пытаясь достоверно его предсказать, древний человек вместе с тем практически действовал — создавал орудия труда и предметы быта, облегчающие жизнь и реально формирующие «светлое будущее» (по аналогии с предыдущими тезисами так и просится сказать: занимался тем, что сегодня именуется дизайном).
Эти силы — мечта, жажда предвидения и практическая созидательная деятельность — послужили зернами, давшими ростки двух великих творческих начал, которые, эволюционируя, выросли в специализированные формы прогнозной и проектной деятельности. Их соседство, «перекрестное опыление» друг друга на протяжении всей истории цивилизации привели, уже в наши дни, к прямому скрещиванию, к появлению своеобразного гибрида — проектного прогнозирования, или прогнозного проектирования (в зависимости от того, ген какого родителя мощнее проявляется в том или ином конкретном практическом случае).
В этом историческом процессе происходила одновременно объективизация указанных творческих начал и очищение их от мистических наслоений — плевел. Так, предвидение все менее связывалось с силой озарения, прорицательства, гадания и все более — с силой расчета, точного знания, научных законов развития. Место жреца, ясновидца, гадалки занял (не вытеснив, впрочем, их насовсем) ученый-футуролог. Аналогично и мечта о «чудесных вещах», подкрепляемая практической созидательной деятельностью, все менее уповала на силу волшебства, помощь свыше, и все более — на собственную силу творческого человеческого разума, объективные закономерности и возможности науки и техники.  И сегодня дизайнеры учитывают как выбрать блендер отзывы и проектируют свои блендеры и другую технику чтобы она нравилась людям и покупалась  ими.

Сообщить куда следует