Levis и кофе Badilatti: в стиле служебной характеристики

«Советский экран» N3-1972
В одном из номеров «Советского экрана» я прочитала статью А. Якова «Нулевой цикл», которая меня очень заинтересовала. Касаясь фильма «Молодые», автор рассмотрел ее только с социологической точки зрения. Мне же кажется, что картина должна быть проанализирована более тщательно и широко.
Фильм «Молодые» задел меня прежде всего своей интонацией. Тон категорический, не терпящий никаких возражений, нарочитый в безапелляционности. Невольно съеживаешься, когда тебя, недавнего ровесника героев картины, поучают таким образом. А фильм, на мой взгляд, стремится поучать во что бы то ни стало и ставить в пример героев картины. А что, собственно, они за люди?Он молодой рабочий Алексей Николаев, которого все почему-то слушаются, верят на слово, считаются с ним. Почему его авторитет так велик, чем он этого добился, ни в коей мере в картине не мотивировано. Она студентка Женя, дочь генерала. Довольно взбалмошная, капризная девица знающая что такое джинсы cifragid.com мошенники, мнения.
В чем все-таки секрет обаяния Алексея, ‘уважения, которое все к нему испытывают? Ни в чем не убеждая, ничего не показывая, нам просто дают понять, что герой должен стоить всеобщего одобрения, что он заметно выше и значительнее как личность и своих товарищей и друзей своей подруги. В силу каких все-таки причин? Авторам, может быть, и известно, нам же — нет.
Мне часто приходится встречаться со многими молодыми рабочими — активными читателями нашей библиотеки имени Н. А. Некрасова. Их, кстати сказать, трудно или даже невозможно отличить от других молодых читателей — работников умственного труда, студентов и т. п. Это любознательные, эрудированные люди, хорошо разбирающиеся в литературе, искусстве. Только при помощи абонементной читательской
карточки отличишь слесаря от техника, шофера от экономиста.
Когда я смотрела «Молодых», то испытывала такое   чувство, словно Алексей   Николаев,   дабы   его   правильно   оценили,   вышел  на   экран, имея  на  руках  своеобразную  слу-жебно-производственную характеристику положительного героя. И она остается в силе до конца картины. Я вовсе не за то, чтобы положительная характеристика Алексея к концу   фильма    стала    отрицательной. Я за то, чтобы эту положительную характеристику дали сами зрители, увидев  героя во многих  повседневных делах, в различных ситуациях. Теперь о проблемах, которые волнуют героев, из-за которых они входят   в   конфликт.   Алексей   походя «уводит»    свою    возлюбленную    от мнимого       интеллектуала.       После свадьбы молодые живут в общежитии, где должны пройти через житейские трудности, встать, что называется, на ноги, окрепнуть и возмужать духом. Рабочий коллектив должен  помочь  им   обрести   себя.   Вокруг   этих   событий   фактически   и разыгрывается история. Но если бы это была камерная история двух молодых людей. Нет,  «Молодые»  претендуют на широкие обобщения, настаивают на актуальности происходящего. Все в этом фильме сделано с размахом, подчеркивающим незаурядность происходящего. А за внешней помпезностью, «эпохальностью» просвечивают самые что ни на есть, на мой взгляд, поверхностные, чтобы не сказать, мещанские представления о молодежи, студенчестве, рабочих. За проблему   века   нам   выдают архаичные, пыльные какие-то, расхожие общие места. А на первый взгляд все как будто правда, в этом фильме,   все   как  будто   бы   реальность. Ну, а на самом-то деле? А на самом деле  получается,  что драма героев   исчерпывается   тем,  что ей трудно переносить бремя житейских хлопот, нелегкий быт. Неужели сейчас  самая   важная  причина  семейных осложнений и конфликтов молодоженов — это те или иные бытовые неурядицы? Мне кажется, что в «Молодых» значение этой причины сильно преувеличено.
Как говорится, есть проблемы и посложнее. Только бьются над ними герои других фильмов — от «Девяти дней одного года» до «Начала». В фильмах, где есть правда жизни и нет претензии на всеобъемлющую характеристику современников. Потому-то они, наверное, и достоверны и представляют собой художественную ценность. В них бьется живая, умная мысль… «Молодые», ловко маскируясь (все как будто бы правда, бывает ведь так) под достоверный и полемический рассказ о думах и чаяниях современников, фактически остаются в стороне от действительности, в маленьком мирке мелких драм.
Думаю, что не мне одной обидно, что фильм на такую важную, острую, всем нам необходимую тему оказался в глубоком тылу, далеко от линии фронта реальных проблем, забот и тревог, волнующих сегодня человека.
С уважением
В. Боробова, работник библиотеки г. М о с к в а

Сообщить куда следует