Освещение для профилактики близорукости у детей

Офтальмологи          обследовали школы Тульской области. В классах одной из них стены были выкрашены темно-синей краской.
— Это заметно снижает освещенность,— заметили врачи директору.
—Поражаюсь! — пожал он плечами.— Вы ведь врачи-гигиенисты. А темный цвет стен — самый гигиеничный. Они не пачкаются, и в классе чисто.
Что же вреднее: мнимая опрятность или темнота? Может лучше все-таки купить купить итальянские светильники?
Кстати, есть в Москве школа, где не только стены выкрашены белой краской, но и парты, и скамейки, и столы, и табуретки белого цвета, где даже доски не черные, а коричневые. И, тем не менее, здесь ничуть не ухудшилось санитарное состояние классов. Оказывается, сидя за светлой партой, ученик становится аккуратнее.
Не перечислишь всех пособников близорукости, но самый страшный пособник — это близорукость в кавычках, «близорукость»  взрослых, от которой страдают дети.
Вот несколько примеров. В одной из московских школ — она в числе лучших— детям во время перемены не разрешают бегать по коридорам; только чинная парадная прогулка туда и обратно. Но организм ребят нуждается в движении. Именно так он может восстановить нормальное функционирование всех органов, а кстати, и глаз, которые работают без отдыха все время, пока мы бодрствуем.
Или вот другая московская образцовая школа. Она всегда выглядит очень нарядной. На всех ее окнах стоят декоративные лесенки с цветочными горшками на каждой ступеньке, хотя доказано, что цветы на окнах снижают освещенность класса в два—три раза.
Бывает и хуже: в некоторых яслях и детских садах наклеивают на оконные стекла силуэты игрушек. Нижние части окон в классах замазывают матовым покрытием. Есть объяснение: школьники заглядывают на улицу и отвлекаются от урока. Но ребята отвлекаются на скучных уроках, и «оптические изгороди» на стеклах не сделают эти уроки интереснее. А вред от подобных искусственных бельм огромен. Во-первых, они снижают освещенность класса, во-вторых, ограничивают простор для зрения, без чего глазные мышцы не могут расслабляться и отдыхать.
Не секрет, что педагоги иногда рассаживают учеников отнюдь не
по их способности видеть, а учитывая поведение ребят. И выходит, что шалуна с нормальным зрением сажают на первую, пусть даже тесную для него парту, а близорукого тихоню — на последнюю. При этом забывают, что дети никогда не осмелятся сказать, что они плохо видят. По их ребячьему понятию, это стыдно. Юный пациент удивил одного из нас странным заявлением. Он особенно плохо видит, когда в классе дежурит его сосед по парте. Мистика? Нет. Оказалось, что сосед пациента по парте был несколько ленив и никогда не смачивал тряпку, которой стирают с доски надписи, сделанные мелом. Выходит, что и сухая тряпка влияет на остроту зрения детей.
Не  последняя   «мелочь»
Очки — это не только оптические линзы. Это еще и оправа. А некоторым нашим производственникам проблема красивой оправы кажется вопросом, не заслуживающим серьезного внимания, и они заблуждаются не меньше, чем дети, которые считают, что носить очки стыдно. Как бы вы ни убеждали старшеклассников надеть очки с оправой, будто скопированной с известного портрета Грибоедова, они таких очков на виду у своих товарищей носить не станут.
Нередко врачи прописывают очки совсем маленьким детям, дошкольникам. Трех — четырехлетний ребенок хранит их как зеницу ока. Проснувшись, он боится открыть глаза, пока ощупью не отыщет и не наденет очки: у маленьких детей не бывает ложного стыда, но его не так-то просто искоренить у подростков.
Изящные детские очки нужно делать и ради родителей, которые не желают «уродовать» лица своих детей даже под угрозой ухудшения их зрения.
Глаза детей — это дело не только офтальмолога и школьного учителя. О них должен помнить директор комбината, изготовляющего парты; редакция газеты, журнала и книги, назначая наборщику кегель шрифта; архитектор, обязанный заботиться о правильной ориентации школы по странам света, об увеличении оконных проемов, о светлой покраске стен противоположных зданий; завод, изготовляющий настольную лампу,— хорошо бы, кстати, пометить на ее донышке: какая мощность не опасна для зрения; завхоз, который вовремя сменит а школе перегоревшую лампочку, обеспечит хорошим мелом и правильно перекрасит доску,
Каждый год приемные комиссии в школах ФЗО и ремесленных училищах, высших учебных заведениях, авиационных школах и морских институтах говорят сотням и тысячам молодых людей: «Негоден». Человек вполне здоров, в нем, как пишет гражданка Уварова, «энергия бьет ключом», но он лишен возможности посвятить себя любимому делу. И почти во всех случаях виновником является не медицина, а наша «близорукость».
Почти в каждой семье есть Дети, и потому от каждого из нас зависит, чтобы здоровыми и зоркими были их глаза.

Сообщить куда следует