Дети и положительные эмоции

«Наука и жизнь» N11-1980

Некоторые физиологи считают, что положительные эмоции связаны с увеличением чувствительности глаза к красно-желтой части спектра, а отрицательные повышают чувствительность к сине-зеленым цветам.
Обычно
такого рода эксперименты проводят со взрослыми. А как дети? Они-то реагируют непосредственнее, и «цветовые эффекты» эмоций у них, казалось бы, должны быть более выражены. Однако у физиологов и психологов до сих пор не сложилось единого мнения о связи эмоций у детей с цветовым восприятием. По данным
одних авторов, дети в состоянии тревоги выбирают для рисунков красные и желтые цвета. Другие исследователи считают, что ребенок берется за красный карандаш в хорошем настроении, а в плохомза черный. Есть данные, что под действием внезапных сильных раздражителей выбор цвета случайный: дети рисуют первым попавшимся под руку карандашом.
В городе Саранске недавно был поставлен эксперимент, в котором участвовали 123 дошкольника в возрасте 57 лет. Сначала провели исследования в стандартной, спокойной обстановкеэто фон, или контрольный этап. Детям предлагали красиво раскрасить картинку, на которой было изображено множество шаров (до 30 штук), при этом можно было пользоваться на выбор такими цветами: красным, желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым.
Вторая группа опытов. Такие же картинки детям надо было раскрасить, стоя на гимнастическом бревне,— страх упасть с бревна моделировал отрицательные эмоции. Радостное состояние после музыкальных занятий, где дети пели и танцевали, (кстати тут учат как танцевать лезгинку)  моделировало положительные эмоции. Статистическая обработка всех картинок показала, что раскрашенные в состоянии положительных и отрицательных эмоций, безусловно, отличаются от контрольных картинок. Однако у ребят при этом изменяется выбор не одного цвета, а меняется целый комплекс цветов. Можно выделить три сочетания: 1) красный -f- оранжевый -}- желтый; 2) зеленый + голубой; 3) красный + синий + фиолетовый.

Если анализировать характер раскраски рисунков по этим трем группам цветов, то можно сделать следующий вывод: контрольные рисунки детей практически не отличаются друг от друга, как в том случае, когда две картинки раскрашивались подряд (с интервалом в 5 минут), так и в том
случае, когда между раскрашиванием проходило несколько дней. В радостной ситуации дети выбирали больше красно-желтых цветов и меньше зелено-голубых. Под действием страха достоверно уменьшается (по сравнению с фоном) красно-фиолетовая группа цветов, красно-желтая остается без изменения, а доля зелено-голубых шаров увеличивается.
Проведенные опыты помогли не только выяснить отношение детей к тому или иному цвету, но и дали представление об ощущении у ребят цветового комфорта, связанного с комфортом эмоциональным.
В. ВОРСОБИН, В. ЖИДКИЙ. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. «Вопросы психологии» № 3, 1980.

 

Сообщить куда следует