Управление электрической подстанцией в СССР

Электрическая подстанция СССР

ПОДСТАНЦИЯ НА ЗАМКЕ
Проезжая по электрифицированной магистрали, вы, наверное, не раз обращали внимание на расположенные невдалеке от полотна небольшие здания, вокруг которых высятся ажурные опоры электрической сети, стоят мощные трансформаторы, масляные выключателя. К ним тянутся провода высоковольтных линий электропередач. Это железнодорожные тяговые подстанции. Они принимают ток из энергосистем, преобразуют его и подают в контактную сеть.
Штат такой оодстанции невелик, но все же составляет до двух десятков опытных специалистов. А подстанции располагаются на расстоянии всего нескольких десятков километров одна от другой, На всех электрифицированных линиях страны сотни таких ‘подстанций. Значит, обслуживают их тысячи людей.
Но вот мы подходим к одной из подстанций. Ворота ее закрыты на замок. На территории — ни души. Где же обслуживающий персонал? Его просто нет. Кто же тогда следит за работой сложной аппаратуры, производит все переключения? Энергодиспетчер. Но находится он не здесь, а за несколько десятков или даже за сотни километров.
Этот человек управляет из своего кабинета не одной подстанцией, а всеми расположенными на участке. Стоит ему нажать кнопку на пульте, как ‘Приборы мгновенно зашифруют его команду — превратят ее в электрические импульсы, которые побегут по проводам линии связи, придут на подстанцию и приведут в действие необходимые аппараты. Больше того, эти устройства сразу же доложат диспетчеру о том, что его приказ выполнен. Если же на одном из объектов возникнет неисправность, то об этом тоже будет передано диспетчеру.
Системой телеуправления уже оборудовано немало подстанций железнодорожной сети Однако до последнего времени основными элементами этой системы являлись реле. Из сотен таких приборов один-два нередко выходили из строя. Приходилось посылать людей устранять повреждения.
Ученые нашли способ избавиться и от этого недостатка. Сейчас на смену электромеханическим реле пришли электронные — гораздо более надежные, экономичные и компактные. Такой бесконтактной системой телеуправления уже оборудован первый опытный участок под Москвой и оснащается одно из важнейших направлений, Мари-инск — Красноярск — Зима.
Недалек день, когда все тяговые подстанции будут управляться на расстоянии.

«Наука и жизнь» N10-1961

Сообщить куда следует