Как научиться разговаривать в компании?

obsene

«Работница» N3-1976

«Хороша, пока рта не откроет»,—вам, наверное, приходилось слышать о ком-то подобное. От манеры говорить больше, чем от всех наших внешних данных, зависит впечатление, которое мы производим на окружающих. Если умение одеваться—зеркало нашего вкуса, то в умении вести беседу и просто вступать в короткий случайный разговор, задавать вопросы и отвечать проявляются доброжелательность, воспитанность, внутренняя культура, интеллект, наконец.
Приходит в дом, где собралась компания, малознакомая девушка. Многие видят ее впервые и отмечают про себя: «Некрасивая», «Невзрачная»… А девушка непринужденно вступила в общий разговор. Голос спокойный, приятный. И как-то сразу все перестали замечать, что она некрасива, а к концу вечера многие восхищались в душе: -Какая обаятельная!».
А ведь она не блистала остроумием, не обрушивала каскады анекдотов, не рассказывала потрясающих историй. Просто говорила, как все, о новой выставке, о планах на лето… Говорила и слушала.

Каждый, наверное, может припомнить похожую встречу. Отчего же одни располагают к себе, другие отталкивают, сами того не замечая? И репутация у них складывается незавидная: «Не умеет вести себя, не умеет разговаривать!» А как научиться?
Все этические законы —вы, конечно, это знаете— вытекают из доброго, уважительного отношения к людям. Поэтому и говорить надо так, чтобы не раздражать окружающих, не обижать. И нетрудно, приглядевшись к тем, с кем приходится общаться, сделать для себя выводы, какие манеры усвоить, какие забыть.

Разве приятны, например, крикливые люди? Бывает, правда, что профессия приучает человека громко говорить: ткачихе нужно перекричать шум станков, чтобы сообщить что-то мастеру, пионервожатой приходится командовать. Но надо стараться соразмерять свой голос с помещением, обстановкой, числом собравшихся собеседников. От крика все быстро устают. Устаем мы и от скороговорки, когда собеседник выдает тысячу слов в минуту,— начала проглочены, окончания недоговорены. Напрягаешься до головной боли, чтобы уловить смысл, перебиваешь, переспрашиваешь—и в разговор уже вливается раздраже нив Неплохо бы -скороговорщику- контролиро вать себя и говорить медленнее, четче.

А как тяжел в общении тот, кто непременно старается лидерствовать в общем разговоре, без конца обрывает говорящих: «Это не так!» — и принуждает: -Послушайте меня!Таня! Юра! Слушайте все!- Если вы действительно можете сообщить что-то интересное—вас услышат, если же ваша информация мало кому интересна—стоит ли ее всем навязывать?
Не легче и с человеком, не принимающим даже и самых безобидных шуток на свой счет. Вроде бы и не лишен он совсем чувства юмора, сам, случается, шутит, но вот если его заденут… Умение относиться к себе, своим слабостям с юмором лишь прибавляет обаяния: с вами говорить легко и приятно, не нужно держать себя в кандалах, чтоб ненароком не рассердить вас.
Остроумный человек чаще всего душа компании. Но только остроумный, то есть с острым, —живым умом-своеобразным мышлением,а отнюдь не тот, у кого в ходу обкатанные остроты, перешедшие в разряд пошлостей: -извини подвинься», -дело в шляпе», «цвету и пахну»…

В потугах на остроумие, как и в старании выглядеть самым умным, самым значительным, человек всегда проигрывает. Теряет непринужденность, естественность. Такую же услугу оказывают жаргонные словечки. «Клево»,—отвечает девушка на вопрос, понравился ли ей фильм. Фильм — «клевый». платье—-обалденное», знакомый парень—-кадр в порядке-… И все это -украшает» девушку, как татуировка на руках. У молодых страсть к жаргонным словам. Наверное, кому-то видится в этом своеобразная форма самоутверждения: вот я какой, лихой и современный. И недоумеваешь порой: умеет ли этот человек думать и облекать свои мысли в нормальные слова.
Нам всем нередко приходится участвовать в разных спорах. Свою точку зрения надо защищать. Но если кто-то категорически заявит: «Это мое мнение, и вы меня не переубедите!»,—то вряд ли захочется продолжать разговор с таким собеседником. Тот, кто не усвоил, что каждый имеет свой взгляд на вещи и к этому надо относиться уважительно, нередко переходит в споре за недостатком аргументов на личности: «А ты всегда такой! Ты просто косный! У тебя мозги набекрень!» Стоп! Это уже не разговор.

Одно из самых приятных свойств собеседника—умение слушать. Особенно когда разговор один на один. Замечали? Если человек слушает вас внимательно, а не ждет с нетерпением момента, чтобы вставить свое и увести разговор в сторону, вы невольно проникаетесь к нему симпатией и при случае скажете: приветлив, доброжелателен— и не ошибетесь. Умеющие слушать легко располагают к себе. А кто из нас не мечтает об этом?
Обаянию можно учиться. Усвоив даже то немногое, о чем удалось сегодня поговорить, вы невольно выиграете в глазах окружающих.

Сообщить куда следует