Атеистическое воспитание на уроках химии

А.Н.Ефремов. Атеистическое воспитание на уроках химии. Пособие для учителей, изд.2-е, М.:Просвещение, 1972. тир.40000.

…В определении содержания и методов научно-атеистической пропаганды среди населения наша партия исходит из совета В.И.Ленина: «…массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т.п.»
… Важная роль в научно-атеистическом воспитании учащихся принадлежит естественным наукам и в их числе химии.
… Учитель химии в своем повседневном труде обязан участвовать в воспитании активного строителя коммунистического общества — убежденного атеиста, способного противостоять религиозным влияниям и бороться за распространение атеизма.
… Однако есть еще такие учителя, которые недооценивают эту сторону воспитания и ведут научно-атеистическую работу среди детей эпизодически, фрагментарно, […] упрощенно и односторонне. В отдельных школах на уроках или школьных вечерах главный упор делают на постановку химических опытов, имеющих целью разоблачение некоторых «чудес», причем пытаются их «воспроизводить» с помощью таких химических средств, которые стали известны человеку лишь сто-двести лет назад. Так, история свидетельствует, что «чудеса» самовозгорания «священного» огня в далеком прошлом не представляют вымысел, а действительно устраивались жрецами разных религий с помощью всевозможных ухищрений и обмана верующих. Однако демонстрировать явление самовозгорания действием воды на смесь порошков йода и алюминия для разоблачения этих «чудес» древности неразумно, потому что йод был впервые получен в 1811г., а алюминий — в 1827г. Увлечение таким подходом иногда приводит к «воспроизведению» внешней стороны мифических чудес. Например, «евангельское чудо» — превращение воды в вино кое-где инсценируют с помощью растворов едкой щелочи и фенолфталеина. Это не приносит пользы, так как легенды об этих чудесах — чистый вымысел. Внимание учащихся в таких случаях привлекают без всякой надобности к различным религиозным сказаниям, а серьезной критики этих мифов не проводят. Сводить научно-атеистическую работу среди школьников лишь к критике и разоблачению «чудес» — это значит обеднять, занижать и сокращать возможности идеологической борьбы с религией на материале учебного предмета химии.
Жизнь требует, чтобы учитель находился в постоянной готовности к борьбе с религиозными заблуждениями и суевериями. Поэтому, чем лучше он будет знать свои возможности, чем больше будет стремиться к активной борьбе против религии, тем чаще, при каждом удобном случае, сможет с большей естественностью и умением выступать на своих уроках и внеклассных занятиях против религиозной идеологии всех оттенков. Если религиозность не свойственна большинству учащихся конкретного класса, что закономерно для советской школы, это еще не может служить поводом для сокращения научно-атеистической работы в данном детском коллективе.
… Некоторых преподавателей смущает то, что при проведении научно-атеистической работы иногда приходится говорить учащимся о незнакомых им суевериях или религиозных легендах. Если учитель ведет эту работу наступательно, такие опасения напрасны.
…Характеризуя в разумных пределах древние верования, можно убедить учащихся в том, что современные религии развились на материале обожествления закрепленных классовыми интересами эксплуататоров, непонятных людям далекого прошлого явлений и сил природы и, в частности, отдельных химических процессов, причем ошибочное толкование этих явлений отвечало интересам эксплуататорских классов и поэтому всячески ими поддерживалось. Этим снимается с современной религии и ее обрядов ореол таинственности.

Сообщить куда следует