Комсомол в колхозах

«Комсомольская правда». 23 апреля 1937г. №94 (3675).

ПОКА РАЙКОМ ЖДЕТ УКАЗАНИЙ…
АКТИВНО РАБОТАЮТ «КЛУБЫ» ЗАЙЧИКОВЫХ
Д.СОЛНЦЕВА, ЕВГ. ФЕДОРОВ. Лихославльский район, Калининская область.
Недавно в Лихославльском районе пронесся слух, что появился «чорт». В селах и колхозах передавали друг другу версию, как председатель колхоза в образе чорта хотел отнять у колхозницы несколько тысяч рублей, выигранных по займу. Музей Лихославля осаждали толпы людей. Они приезжали издалека и требовали, чтобы им показали «чорта», который, как они слышали, находится в музее. Районной газете «На колхозной стройке» пришлось выступить с опровержением этой нелепости. Но слухи не утихают.
В деревнях по секрету сообщают о том, что началась война; шептуны говорят, будто удобрения вредны для хлеба.
Как реагирует на эти слухи райком комсомола? Секретарь Пахомов счел свою миссию законченной на том, что позвонил в милицию и попросил навести порядок около музея. Райком комсомола даже не пытался узнать, где источники слухов о «чорте», кто их распространяет. Райкам не счел нужным указать комсоргам, что с этими слухами надо бороться, раз’яснять молодежи и колхозникам, что такие разговоры — дело классового врага.
— Не обсуждали мы этих вопросов, не было никаких указаний, — заявляет секретарь райкома, — и вообще, как это говорить о чорте?
В этой фразе отражается бюрократический подход райкома к окружающей жизни и событиям. Райком не умеет видеть «мелочей» в жизни и быту, хотя в них заключается огромный политический смысл.
На-днях в селе Вышкове умер комсомолец Павел Лабудин.
— Не знаю, как быть с покойником, — рассуждал комсорг Зернов, — он последние три месяца не платил членских взносов, — считается механически выбывшим.
И вот ни комсорг, ни один из комсомольцев села Вышкова не подбодрили жену Лабудина, не облегчили хлопот о похоронах. Они забыли даже просьбу умирающего — хоронить его с музыкой и не пускать в дом попа.
Отец умершего, безбожник-старик Василий Степанович, с сердцем обрушился на младшего сына-комсомольца: «Поп кадит, а ты, Сережа, что смотришь? Тоже комсомол!.. Музыку достать надо». Этого не сделали, и поп хоронил комсомольца, отпевал в церкви, провожал на кладбище.
Так комсомольская организация уступила свое место попу.
На церковные праздники — спас и рождество поп служил молебны во всех избах села Соломонова. Был у комсорга Быкова, комсомольцев Нюры Соловьевой, Виноградова, у председателя колхоза Николаева, вступающего в комсомол. В таких случаях молодежь как-то отходит в сторону, не пытаясь противодействовать попу. Общение комсомольцев и молодежи с церковниками не считается зазорным, и райком не придает этому никакого значения.
Пронырливые попы пользуются всякими способами, чтобы втереться в доверие и завоевать авторитет среди колхозников. Некоторые из церковников мечтают вслух: «Может, и за нас подадут голоса при выборах». Однако враждебные слухи, активизация деятельности церковников остались не замеченными райкомом комсомола. Райком не использует этих фактов для агитационной работы и политического воспитания молодежи, не учит на них первичные организации и комсомольцев повседневной классовой настороженности.
Там, где нет партийных организаций, роль комсомольцев особенно велика, на них возложена вся политическая работа. В Лихославльском районе из 32 сел — в 17 нет членов партии, и комсомольская организация является единственной .политической организацией.
Работники райкома комсомола откровенно признаются, что нарушениями колхозной демократии и устава они не интересуются, хотя слышали жалобы и знают, что нарушения есть. Комсомолке Клавдии Смирновой, колхознице Степановой и еще нескольким не начисляли трудодней во время беременности. Вопреки колхозному уставу, бригадиры всюду не назначаются, а выбираются на общем собрании. Вокруг этих нарушений устава, зажима самокритики много толков, недовольства. Враждебные элементы стараются использовать это недовольство.
Не прямая ли обязанность комсомольцев бороться с этими нарушениями и быть защитниками интересов колхозников, отстаивая их законные права? Следуя примеру райкома, первичные организации не обращают на это внимания.
На колхозных собраниях представителями дворов обычно бывают мать или отец. Молодежь на колхозные собрания не ходит, а если и бывает, то в роли «молчальников». Между тем комсомольцы и молодежь составляют в колхозе немалую силу. Когда звягинская молодежь хотела добиться решения, чтобы колхоз давал лошадей для поездки в клуб и на вечеринки в соседние села, на собрание пришли 40 человек молодежи и дружным голосованием провели свое предложение.
Работникам райкома и пропагандистам в селах задают вопросы, и связанные с нарушением колхозного устава, и о чорте, и о продаже хлеба, и о событиях в Испании, и как будет проходить тайное голосование по новой Конституции. Обычно ответы даются наскоро, на ходу, одиночкам. Но секретарь райкома Пахомов, зав. отделом политучебы Гурьев и пропагандисты ни разу не собирали комсомольцев и колхозную молодежь, чтобы раз’яснить интересующие их вопросы.
Зато об этом подробно и долго беседуют молодые и пожилые колхозницы в избе Зайчиковой в селе Александрове. Здесь обсуждаются все колхозные дела, события в стране и разные слухи. Такие Зайчиковы есть в каждой деревне.
Многие пропагандисты, приезжающие в села из районного центра, в том числе и зав. отделом политучебы райкома Гурьев, свою политработу ведут оторванно от текущих и насущных вопросов жизни села. Они формально отбывают часы политзанятий, не вникая в окружающую обстановку. Они не пытались пойти в избы Зайчиковых, побеседовать с колхозницами, опровергнуть слухи и дать ясные и правильные ответы на их вопросы.
Как ни странно, лихославльский райком считается лучшим в области по политической и агитационной работе с молодежью. Правда, почти на каждом бюро райкома ведутся бесконечные разговоры о политическом образовании, посещаемости политшкол, срывах занятий и методах преподавания. Но в лихославльском райкоме не хотят понять, что политико-воспитательную работу с молодежью нельзя втиснуть в ограниченные рамки политшкол. Агитация и пропаганда должны быть неразрывно связаны с жизнью района, села, колхоза. И на все явления и факты райком обязан реагировать прежде всего как политическая организация.

Сообщить куда следует