Отремонтировать любой электрический прибор реально?

«Работница» N8-1988

Электробытовой прибор. Прочитав эту фразу, вы, наверное, возмутитесь и припомните с десяток случаев, когда ту или иную сломанную вещь у вас не принимали. Что же, скажем так:
в Москве можно отремонтировать любой электрический прибор,  кроме…
—  …изделий,   не   подлежащих   ремонту,— подсказал  мне  начальник  технического центра объединения «Квант» А. Ар-беков, которому ныне подчинены все московские мастерские, занимающиеся электробытовым и металлоремонтом.— К ним относятся кипятильники, тряпичные подогреватели детского питания, электрогрелки, световод светодиодные светильники и тому подобная мелочь, ремонт которой обходится дороже стоимости новых изделий.
Чтобы узнать и о других исключениях, я вместе с Анатолием Владимировичем совершила небольшое путешествие по московским ремонтным мастерским.
—  Светильник не возьмем.
—  Почему?
—  Да мы бы рады починить, а деталей у нас нет,— горячо доказывал нам мастер А. Цуккерман.— Светильник сделан в городе Райчихинске и раньше был другой конструкции. Договор с заводом у нас. правда, заключался и на старую, и на новую модель. Но почему-то не присылают нам теперь запчастей для ремонта то одной из них, то другой. Вот и приходится выдавать людям справки.
В мастерской № 25, расположенной на Пушкинской улице, мы увидели, как огорченный заказчик отошел от окошка приемщика.
—  Что, не взяли?
—  Да, говорят, выбросить надо мою старушку   «Неву».    Конструкция    порочная. А бритва эта мне столько лет верой и правдой служила.
Заведующий мастерской Р. Саркисян тяжело вздыхает:
—  Если бы только «Неву», выпущенную 30 лет тому назад, мы не могли починить… Теперь многие заводы считают своим долгом мастерить электробритвы своих, «фирменных» моделей. А запчастей нет…
Попробуем теперь сформулировать наше правило. Вы еще помните о нем?
В Москве можно отремонтировать любой электробытовой прибор, кроме из-
делий, не подлежащих ремонту, изделий устаревшей конструкции, а также изделий производства других городов, между заводами которых и мастерскими службы быта нет договоров на поставку деталей, либо договоры есть, но предприятия-изготовители нарушают их.
А теперь… примечание к нашему правилу.
Зайдите в ближайшую к вашему дому мастерскую по ремонту электробытовых приборов. Ев специализация, например,— ремонт электроутюгов. А у вас сломалась кофемолка. «Кофемолки ремонтируете?» — спросите вы и наверняка услышите отрицательный ответ. И вот тут произнесите таинственные слова: «У вас же КПП»,— и Сезам откроется. Хотя, может быть, и с некоторым скрипом. А не скажете, ничего у вас не выйдет и домой вернетесь со своей по-прежнему сломанной кофемолкой.
Что такое КПП? С апреля 1986 года мастерские по ремонту электробытовых приборов, независимо от своей специализации, должны принимать все электроприборы, То есть выполнять функции так называемого комплексного приемного пункта. Эти приборы на машинах «Кванта» развозят по тем мастерским, которые занимаются их починкой. Вот и вся загадка.
Сама я узнала об этом случайно. В одной из мастерских на Переяславской улице, ремонтирующей импортное электробытовое оборудование, на столе у мастера увидела обычный советский семирублевый утюг и поинтересовалась, как он попал сюда. Тогда мастер Н.Хохлов и ввел меня в курс дела.
Но почему же тайну КПП держат за семью печатями? Почему ни в, одной мастерской не висит даже таблички, да что там таблички, нет даже обычного, для очистки совести от руки написанного текста с информацией, что мастерская производит комплексное обслуживание заказчиков1′
—  А мы давали рекламу,— сказал А. Ар-беков.— В 1986 году по радио.
Тем, кто слушал в этот день радио, считайте, крупно повезло. Теперь вы, наверное, догадались, как будет выглядеть примечание к нашему правилу?
В случае отказа от ремонта того или иного прибора клиент вправе требовать, чтобы изделие принял КПП мастерской.
—  Неудачное выбрали время,— сказал начальник  Управления  ремонта  электробытовых приборов Главмосбыта С. Скула-нов.— У нас как раз реорганизация. Нужно тщательно   просчитать  и   продумать,   где принимать любые заказы, гце собирать их для   специальных    технических    центров, отработать механизм перевозок. Главное, не повторить прошлых ошибок, заинтересовать приемщика в приеме, а мастера — в ремонте. Что касается запчастей, при-дется, видно, делать их самим, открывать специальные цеха, благо у нас теперь есть завод «Орион». Но все это — проект и дело не одного дня.
Прав С. Скуланов, взвешивая и рассчитывая все основательно. Но сколько же еще ждать, пока проект станет реальностью?
Может быть, хотя бы частичный выход есть? Сейчас около трети московских мастерских переведены на вторую договорную форму труда. Нет у договорника какой-то детали? Мастер вправе согласовать с заказчиком стоимость ее изготовления (если это возможно) из расчета 1 р. 70 к. за час. Значит,-отчасти можно обеспечивать себя несложными деталями самостоятельно.
Так когда же, наконец, мы с гордостью сможем сказать: -В Москве ремонтируют любые электробытовые приборы?» На этот вопрос С. Скуланов ответить не смог…

Сообщить куда следует