Проблемы при договоре о найме на неопределенный срок

При договоре о найме на неопределенный срок возникают две разные проблемы. Первая имеет фундаментальный характер. Если орган городского управления преобразуется из собственника и менеджера обувного магазина в собственника, который сдает в аренду свою собственность в виде обувного магазина, является ли это свидетельством перехода к рынку? Достигается ли этой полумерой желаемая цель? Не остаются ли «средства производства» по-прежнему в значительной степени в руках государства со всеми болезнями, присущими социалистической экономике? Государство остается, хотя уже не прямо, а косвенно вовлеченным в коммерческую деятельность, которую рынок способен выполнять полностью, и основная доля производственных фондов все еще находится в руках государства.
Вторая проблема может возникнуть, когда арендуемому зданию потребуется капитальный ремонт и инвестиции для осуществления, например, внутренней перестройки, замены окон или труб, для новой системы теплоснабжения и т.д. Для этого потребуются инвестиционные счета. Кто возьмет на себя ответственность по принятию решений о капиталовложениях и кто будет их выделять? Арендатору не по душе дорогостоящие затраты на недвижимость, которой он не владеет, а у органов местной власти в постсоцналистичсских странах ресурсы столь ограничены, что в редких случаях они могут себе это позволить. Если арендатор все же решает произвести ремонт и делает собственные вложения, потому что без них он уже не может вести свое дело, то он скорее всего с полным основанием потребует
406
права   вечного    пользования    (пожизненного   владения)    данной собствен ноет ь ю.
В Чешской республике лизинг используется вместо прямой продажи тогда, когда по поводу владения возникают вопросы. Аренда в таком случае дастся на два года в расчете на то, что при возникновении претензий, согласно закону о реституции, они могут быть разрешены в течение этого периода, а затем уже будет осуществлена полная и окончательная приватизация — либо путем возвращения собственности се прежнему владельцу, либо путем прямой продажи.
Несмотря на возникающие проблемы, лизинг довольно популярен в постсоциалист и ч сек их странах, не отказывались от него и Б Китае в период проведения экономических реформ, до событий на площади Тяньаньмэнь. Прежде всего, продажа (или лизинг через аукцион) может привести к увольнению части работающих на предприятии, что политически непопулярно; работающему в данный момент персоналу лизинг поможет обойти этот политический риск. Во-вторых, лизинг муниципальными властями означает сохранение за ними привычного и существенного источника их дохода при социализме, а именно розничной торговли, даже с учетом того, что теперь этот доход становится косвенным, поступающим от аренды торговых предприятий, а не непосредственно от самой торговой деятельности. Иными словами, при лизинге не требуется полного преобразования источников дохода. Необходимо помнить, что при коммунизме, с его высоко централизованной структурой, городские бюджеты спускались сверху, от более высоких уровней государственного управления. Сегодня эти органы местного управления пытаются развивать новые финансовые механизмы и новые источники доходов. На Западе местные органы власти получают большую часть своих доходов от местных налогов на собственность; но это, конечно, неподходящая концепция для страны, где собственность всегда была государственной.

Э.С.Савас «Приватизация: ключ к рынку»

Сообщить куда следует